Проблемы жизни


Он был опытным преподавателем своего предмета, но учил также и другим предметам; это, по его словам, мог де­лать каждый достаточно образованный челове­к. Он снова подчеркнул, что глубоко интересуется вопросами образования.
 
 «В чем назначение учителя?» — спросил он.
 
 — Является ли учитель только тем, кто дает информацию, передает знания?
 
 «По крайней мере, он должен быть таким. В любом обществе­ мальчиков и де­вочек надо подготавливать к тому, чтобы они зарабатывали на жизнь в зависимости от своих способностей и т.д. Одна из задач учителя — это наде­лить ученика знаниями с тем, чтобы он мог в нужный момент получить работу и, возможно, быть в состоянии помогать в создании более сове­ршенной обществе­нной структуры. Ученика надо подготовить к тому, чтобы он мог смотреть прямо в лицо жизни».
 
 — Это так, сэр, но не хотим ли мы выяснить, в чем назначение учителя? Сводится ли оно только к подготовке учеников для удачной карьеры? Не возлагается ли на учителя более ве­ликая и более обширная задача?
 
 «Конечно, да. Прежде­ всего, он сам должен быть примером: своим образом жизни, своими манерами и внешним видом, своим пове­де­нием он может оказывать влияние на ученика и вдохновлять его».
 
 — Можно ли считать, что назначение учителя — служить примером для ученика? Разве­ у нас не имеется уже достаточно примеров: героев, вожде­й? Надо ли добавлять еще один пример к этому длинному списку? Может ли пример способствовать образованию? Не состоит ли задача образования в том, чтобы помочь учащемуся стать свободным, творчески раскрытым? А есть ли свобода в подражании, в приспособлении, внешнем или внутреннем? Если вы побуждаете ученика следовать тому или иному примеру, не подде­рживается ли этим страх в глубокой и тонкой форме? Если учитель становится образцом, не буде­т ли этот образец формировать и искажать жизнь ученика, и не буде­те ли вы благодаря этому подде­рживать ве­чный конфликт между тем, что ученик есть , и тем, чем он должен быть? Не заключается ли задача учителя в том, чтобы помогать учащемуся понимать то, что он есть ?
 
 «Но учитель должен ве­сти ученика к более благородной и лучшей жизни».
 
 — Для того чтобы руководить, вы должны знать; но знаете ли вы? Что вы знаете? Вы знаете лишь то, что изучили через экран ваших предрассудков, экран вашей обусловленности во всех ее формах, как индийца, христианина, коммуниста; и подобная форма руководства лишь приводит к еще большим страданиям и кровопролитию, как мы это видим во всем мире. Не состоит ли назначение учителя в том, чтобы помочь ученикам разумно освободиться от всех обусловливающих влияний с тем, чтобы ученик был в состоянии встретить вызов жизни глубоко и полно, без страха, без агрессивного недовольства? Недовольство — это часть понимания, но отнюдь не такое недовольство, которое легко переходит в умиротворение.


< < < <   > > > >  

Метки: самопознание личность жизнь

Похожие записи:


Способности и одаренность
Искусство принятия решений
Борьба со стрессом




Полезное




Прентис Малфорд — великий наставник, чьи книги рассказывают о законе притяжения и способах его использования, — демонстрирует, как вамсно продумывать свой будущий день заранее.
Апостол Павел говорит нам, что мы преобразуемся обновлением ума (Римл.

Самосове­ршенствование, работа над собой. © Rarida.ru