Как делать все по–своему
Помните, вы должны анализировать суть, содержание критики, а не то, как она выражена или что вы считаете тайной целью критикующего.
Критика может быть оправданной, неоправданной или представлять собой смесь того и другого. Она может быть высказана решительно и нерешительно, в ней может присутствовать разная степень агрессии — от самой легкой до предельно высокой. Легко распознать деструктивную, уничтожающую критику, когда выбор слов, тон голоса и язык тела свидетельствуют об открытой агрессии, но зачастую только после самого события мы чувствуем какое–то неудовольствие или у нас возникают запоздалые возражения: «Постойте, подождите минутку… когда она сказала все это… что за чушь!» Очень важно вовремя распознать уничтожающую критику и реагировать на нее спонтанно и адекватно, сразу–в момент события.
Давайте рассмотрим несколько примеров. В каждом случае А — критика, Б — спонтанный ответ на нее, В — уверенный ответ на критику.
Конструктивная оценка, высказанная в утверждающей форме
А — «Мне кажется, что использование слова „последствия“ клиент воспримет как угрозу».
Б (оборонительная позиция) — «Ну, разве это возможно? Видно по контексту, что оно ничего такого не означает».
В — «Да, я понимаю, о чем вы говорите, но какая формулировка может быть более удачной?»
Оценка, высказанная в агрессивной форме
(Ситуация та же самая, но мнения воспринимаются как факты и критикуется человек, а не отдельный его поступок.)
А — «Не используйте слово „согласованность“. Клиент почувствует угрозу, если вы будете составлять тексты таким образом!»
Б (контратака) — «Я использовал слова, которые вы предложили, это вы дважды написали слово „последствия“ в своем письме мистеру Смиту!»
В (затуманивается1 и начинает защищать себя) — «Возможно, вы правы, я мог бы сформулировать эту мысль более удачно. Однако, полагаю, вы правильно восприняли общий тон моего письма. Я вполне удовлетворен документом».
Критика, с которой вы категорически не согласны
А — «Вы выглядите совершенным неряхой, у вас рубаха торчит из–за пояса!»
Б (агрессия) — «Занимайтесь своими делами.
< < < < > > > >
Метки: поведение успех способности
Похожие записи:
Психические свойства личности
Правильность речи – залог успеха
Искусство принятия решений